Артем Краснов — о жизни с раздвоением личности и прочих невзгодах

Автор «Блаберидов»  отвечает на все популярные вопросы о книге: о лишних людях в интернете, о блаберидах среди нас и о том, где искать охраняемый объект, который так беспокоит главного героя.

близнецы1-1

Если вкратце, «Блабериды» — это о чём?

Наверное, о людых, которые чувствует себя лишним среди других людей. Но не в  XIX или XX веке, а в нашем мире с соцсетями, интернетом, быстрыми суждениями, материальным благополучием и предчувствием скорого излома.

Все самые колоритные персонажи «Блаберидов» — не от мира сего. И есть среди читателей люди, которые подспудно ощущают то же самое. Они живут в нашем мире и как бы маскируются под нормальных, но ощущают, что не вполне принадлежат этому бытовому, материальному миру и хотят вырваться из его тисков. Можно сказать, что это книга об очень неглупых сумасшедших.

quote-8

То есть идеей было написать книгу о лишних людях?

Идей было несколько, но в какой-то момент я понял, что рискую скатиться в формат философского трактата, который будет тяжело читать. Мне же хотелось написать книгу, которая берёт тебя за горло и не отпускает до самого конца. Поэтому постепенно вокруг идей, основанных больше на рефлексиях, стал нарастать сюжет, наполовину заимствованный из журналисткой работы. И приятно, когда читатель пишет мне что-то вроде: начал читать в выходные, думал, за пару недель осилю, но так затянуло, что просидел всю ночь и к пяти утра закончил первую книгу.

Почему у тебя герой — журналист? Разве это не пошлятина: журналист пишет о журналистах? Словно какой-то цеховой роман…

Первая книга и есть наполовину цеховой роман: там достаточно подробностей именно из журналисткой работы, которую я хотел показать без прикрас. У героя могла быть и другая профессия, я даже думал сделать его продавцом линолеума.  Но, чтобы писать достоверно, нужно погрузиться в профессию, в идеале даже поработать. У меня же был дефицит времени, и я решил потратить его на другие вещи. Плюс журналист — удачная профессия для романа, главный вопрос которого — что определяет сознание людей.

quote-2

Этот непонятный объект из первых «Блаберидов» — тоже из журналисткой практики?

Да, я наткнулся на него случайно и почему-то он меня жутко заинтересовал. Не могу конкретизировать, но он действительно находится рядом с проблемным посёлком, как само Филино из книги, и одно время я был одержим идеей, что всё это как-то связано. И, кстати, в книге объект является именно тем, что он есть на самом деле. Но тут без спойлеров.

quote-1

А вымышленный посёлок Филино, в котором умирают люди, имеет прототип?

В моей родной Челябинской области довольно много проблемных селений, причём зачастую очень колоритных и красивых, потому что сама область потрясающая. Но Филино — это всё же собирательный образ: отчасти это печально известное Муслюмово, отчасти — Карталы, отчасти — одна очень любимая мной башкирская деревня. Когда я писал «Блаберидов», делал репортаж про одно селение под Златоустом, где нет ни воды, ни дорог, ни газа, ни даже электричества. Всё это невероятно будоражило.

DSC_0606-1

Сцена с обрушением дома — это аллюзия на трагедию в Магнитогорске?

Изначально — нет. Первая книга «Блабериды» вышла 17 декабря 2018 года, ровно за две недели до трагедии в Магнитогорске. Когда я проснулся утром 31 декабря и увидел в новостях снимки, стало жутко. Потом я был на месте обрушения и отчасти испытал дежавю. Но вообще эта сцена была написана весной 2018 года как реакция на трагедию в «Зимней вишне». Просто я заменил пожар обрушением дома. Однако скоро и сам забуду детали и буду думать, что написал сцену по следам Магнитки.

близнецы3-1

В «Блаберидах» всё время есть намёки на раздвоение личности. Ты и себя чувствуешь раздвоенным?

Отчасти. Я с детства ощущал некую раздвоенность, и меня часто тянет в разные стороны: я не знаю, физик я или лирик, «либерал» или «патриот», логик или мистик. Словно у меня есть какая-то внешняя часть для общего пользования и совсем другая личность, которая, например, участвует в творческих процессах. Но вообще мне нравится думать, что мы не куски мрамора, а сложные создания с множеством слоёв, и если увидеть это, можно научиться пользоваться всеми слоями, а не только «обёрткой».

А как твои коллеги отнеслись к тому, что ты задокументировал внутренние дела редакции в таком саркастическом ключе?

Я не делал кальку с редакции сайта 74.RU и все герои, в общем, являются собирательными образами: усидчивая, боязливая Арина, хваткая и бесстрашная Неля, зануда-Борис и белая кость главред Мостовой. Какие-то их черты есть у нас всех. И сарказм у меня относится не к нашей конкретной редакции, а к устройству современной журналистики вообще. Я и себя не вывожу за скобки и часто работают по тем же принципам: думаю о трафике, стараюсь быть «в повестке», где-то до желтизны скатываюсь, часто непроизвольно. Сцена со слоном, страдающим от запора — это из этой серии.

quote-4

Вторая книга была обязательна?

Необходима. Очень многие остались обескуражены тем, как заканчиваются первые «Блабериды», потому что я действительно остановился на промежуточной станции. «Блабериды 1» и «Блабериды 2» — это одна и та же книга, разбитая на два тома. И под конец второй части все вопросы проясняются. Для меня вторая книга ценнее, потому что первые «Блабериды» были точкой входа для читателя, где-то облегчённой, с налётом беллетристики. Во вторых я уже дал себе полный карт-бланш писать о том, что задумывал изначально.

Как приняли «Блаберидов» читатели?

В основном хорошо. Оценки были контрастны: какая-то категория людей не принимает таких книг в принципе и считает, что если человек — автомобильный журналист, написать что-то вменяемое он не может. От них порой прилетали отзывы, мол, «ты вроде разумный человек, а такую ересь пишешь». Но я сразу понимал, что пишу для людей, которые со мной на одной волне. Для людей рефлексирующих, которые живут и во внешнем мире, и где-то внутри себя, как герой. И от их отзывов, конечно, мне сразу захотелось сесть за вторую часть, что я потом и сделал.

quote-7

А многие в самом деле считают, что журналист не способен написать книгу?

Конкретно автомобильный журналист, ведь он вроде бы только в железках понимает. Я как типажный актёр стал заложником этого имиджа, хотя уже много лет автомобильная журналистика не является моим единственным интересом, скорее, ремеслом. И весь проект «Блабериды» — это, по сути, мой собственный ребрендинг.

Почему недавно ты сделал книгу платной?

У меня не было цели зарабатывать на ней. В первый год она была бесплатно, поэтому мои друзья и первые читатели закачали её так. Потом я понял, что для дальнейшего продвижения книги нужны деньги, и платный вариант позволяет частично отбить расходы на её рекламу.

quote-13

И последний вопрос: ты сам блаберид?

Я думаю, да. Для меня деление идёт не так, что вот это парень 100% блаберид, а я 100% нет. Примесь есть в каждом из нас, но кто-то может выходить за рамки, а кто-то не видит даже самих рамок. Блаберида нужно просто приручить, чтобы он не сожрал тебя целиком.

Беседовал Максим Грязин

bl1 bl2
Купить «Блабериды»

Купить «Блабериды 2»

readme

a1kushtiryak (585)

aDSC_0509

aDSC_0160-1

aDSC_0377

2 Comments

  1. Это же гениальная идея, Артём, с беседой! Нужно сделать Максима вашим личным интервьюером на постоянной основе! Мало кому из авторов везёт встретить человека, который задаёт правильные вопросы!)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s